Праздник Ту-Бишват (т.е. 15-е швата) символизирует глубокую связь еврейского
народа со своей страной, Эрец-Исраэль. Сама суть этого праздника – любовь к
родной земле и, связанным с нею, заповедям. Ту-Бишват – это праздник
крестьянского труда, праздник природы, праздник, выражающий нашу любовь к
деревьям, чьи глубокие корни ассоциируются с глубокой связью народа со своей
землей. Источник праздника – в приведенных выше словах Мишны о четырех
«Новых Годах», один из которых назван Новым годом для деревьев. Мишна не говорит
о том, что этот день является праздником; ее цель – определить в
сельскохозяйственном календаре дату, отделяющую урожай плодоносных деревьев
одного года от урожая другого года. Праздником этот день сделал сам
народ. Ту-Бишват возник в Эрец-Исраэль, и здесь же сложились
основные законы и обычаи, с ним связанные. После захвата страны чужеземцами и
изгнания еврейского народа с родной земли этот праздник не был забыт: народ
Израиля унес его вместе с собой в страны диаспоры, словно саму свою страну, ее
деревья и их плоды. Каждый год в этот день столы в еврейских домах в любом
уголке мира украшали плоды Эрец-Исраэль – изюм, миндаль, орехи и финики, инжир и
сливы. И вместе с плодами страны Израиля в самые отдаленные уголки диаспоры
приходил свет родной земли. Сладость плодов скрашивала горечь жизни в изгнании,
напоминая людям, что Эрец-Исраэль ждет своих сынов. В эпоху возрождения
еврейского народа и его возвращения в свою страну изменился и характер праздника
Ту-Бишват. К обычаю есть в этот день плоды, выросшие на земле Эрец-Исраэль,
прибавился новый обычай – сажать деревья. Как сказано в Торе: «И когда
придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное…» (Ваикра, 19:23).
Законы и обычаи праздника Ту би-Шват
Ту-Бишват может выпасть
на любой день недели, кроме воскресенья и пятницы. В отличие от других
еврейских праздников, законы этого праздника немногочисленны. В Ту-Бишват
разрешается работать, молитвы этого дня – обычные молитвы будней, без каких-либо
добавлений. Но все же, Ту-Бишват – праздник, поэтому в этот день не произносят
траурных речей, не читают «Таханун» (молитву, в которой мы раскаиваемся в своих
грехах; ее читают каждый день, за исключением тех дней, когда на человеке лежит
обязанность радоваться) и «Ав hарахамим» (молитву, составленную в память о
евреях, погибших от рук своих ненавистников; ее читают по субботам).
Седер Ту би-Шват Важнейшую роль в создании обычаев
праздника Ту-Бишват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI
веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых
поселились в Цфате, этот город стал крупным центром кабалистов, изучавших Тору и
ее заповеди и искавших в них тайны, скрытый смысл. Кабалисты занимались такими
вопросами, которые не изучались знатоками hалахи, еврейского закона. Их
интересовало, что было до сотворения мира, какова сущность Божественного, каков
скрытый смысл заповедей. Самым знаменитым среди кабалистов Цфата был раби Ицхак
Лурия-Ашкенази, более известный как Ари hакадош. Кабалисты по-новому
осмыслили праздник Ту-Бишват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь на
празднество деревьев», чем-то напоминающий пасхальный «седер». Вся семья
рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на котором лежало
множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и
красным вином. Частью этого «седера» было чтение отрывков из Торы, Талмуда и
книги Зоhар, в которой изложены основы учения Кабалы, где говорится о плодах
земли. Произносили также специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и
плодоносить. Первый бокал наполняли белым вином, которое символизирует спящую
природу. Второй бокал наполняли смесью белого и красного вина, причем белого
было больше. Этот бокал символизировал пробуждающуюся природу. Третий бокал
наполняли смесью белого и красного вина, причем красного было больше – это
символизировало войну между дождями и солнцем, и победу теплых дней над
холодными. Этот бокал символизировал также краски цветущих полей. Четвертый
бокал наполняли красным вином – символ победы солнца и лета, ярких красок тех
цветов, что появляются весной и в начале лета. Завершался «седер»
продолжительными плясками. Порядок его проведения был включен в книгу «Хендат
ями» («Отрада дней») и, вместе с нею, распространился во многих еврейских
общинах. С течением времени порядок проведения «седера Ту-Бишват» был забыт,
сохранились лишь отдельные обычаи, главный из которых – обычай есть в ночь на
Ту-Бишват плоды, выросшие на земле Эрец-Исраэль. Но и сегодня есть небольшие
группы кабалистов, которые устраивают в этот день «седер Ту-Бишват».