Однако факт остается фактом , выполнение заповеди, исторически связанной с Омером, снопом нового урожая, остается на уровне индивидуума. При этом, для каждого члена общины есть хотя бы один день в период Омера, который он посчитает, увидев его в Календаре. 33-й день Омера или Лаг ба Омер (сочетание букв Ламед и Гимел, дающие по гематрии 33, образует слово "ЛаГ").
Организаторам празднования этого дня будет не просто. Да мы помним, согласно книге Шульхан Арух ( раздел Орех Хаим 493) именно в Лаг Ба омер отменяется запрет на период счета омера, на бракосочетания, стрижку и бритье и ношения новой одежды. Мы рассказываем о причина запрета, который установлен в память о трауре по 24000 учеников рабби Акивы ( или 12000 пар учеников) умерших в период между праздниками Песах и Шавуот. Согласно официальной версии, изложенной в Талмуде (трактат Иевамот 62б), они умерли от эпидемии, а по мнению рава Нахмана эта была эпидемии дифтерии. Сам же рабби Акива говорил, что их гибель связана с тем, что они не относились с уважением друг к другу. Есть так же мнение, что они погибли на полях сражений, став частью войска Бар Кохбы. Поэтому традиция в Лаг ба омер устраивать соревнование по стрельбе из лука, как раз и посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы
Но вот в чем проблема. Если Шульхан Арух говорит о Лаг ба Омере как о дне, когда эпидемия прекратилась, то в Талмуде ничего этого нет. Может быть поэтому вторая причина празднования Лаг ба Омер - это рассказ о рабби Шимоне Бар Йохае, тоже ученике рабби Акивы, чья смерть выпала на этот день. Мы в трауре по смерти 24000 учеников рабби Акивы , но день смерти рабби Шимона , с его же якобы разрешения, не стал отмечаться как траур, а скорее как радостный день. Лаг ба Омер стал моментом открытия раби Шимону важных каббалистических тайн. Может быть и поэтому , через 15 веков после смерти рабби Шимон Бар Йохай, рабби Хаим Виталь говорит о Лаг ба-Омере как о дне радости Рабби Шимона, а не о дне его смерти. Кстати, традиция разжигать костры в День Лаг ба омер, связана с тем, что в день смерти Шимона Бар Йохая, его дом наполнился необычным светом.
Так или иначе, такие аспекты как переход из периода траура в день его отмены, и следовательно дня радостного празднования свойственны как Лаг ба Омеру так и двум историям его возникновения. Но вернемся к сложностям празднования этого дня, о которых помнят организаторы праздника. Если нас и не сильно волнует, почему в различных источниках разная информация об этом дне, то непременно важно знать, как его праздновать согласно этим же источникам.
С точки зрения жизненного цикла - этот день идеален для совершения свадьбы (Хупа), а так же и первой стрижки ( Халаке) ребенку в три года. Но ни каждый год у вас будет первый или второй поводы для празднования. Мы уже выяснили, почему стреляют из лука и жгут костры, но пока нет ответа на простой еврейский вопрос что едят в этот день. Если вас пригласили на первую стрижку ребенка или Хупу, то вас и покормят тем, что приготовлено для торжества, и запретов, кроме позиций кашрута, нет. Но что если вы выехали на пикник?
Вообще, в этот день, принято вкушать плоды стручкового дерева, служившие пищей раби Шимону бар Йохаю и его сыну, в пещере, где они прятались от римлян, запрещающим изучать Тору. Теоретически можно привести плоды этого дерева из Израиля, но практически не всегда есть возможность это сделать. Ряд современных предложений по еде в этот день, таких как шашлыки и печеная картошка, может и не сильно связаны с праздником, но связаны с необходимостью костра на Лаг ба омер.
У евреев есть еда и питье символизирующая выход из физического рабства (маца и вино в Песах), из духовного рабства ( молочные кушанья на Шавуот) из возможного физического и духовного уничтожения ( булки с маком на Пурим и пончики на Хануку). Увы, нет указаний, что нужно есть в день окончания траура и начала праздника Лаг ба омер. Почему? Наверное, и потому, что это должно оставаться сугубо личным. Каждый из нас по своему проходит этапы в период Омера от Дня Холокоста и Героизма 27 Нисана до Дня Иерусалима 28 Ияра, от 49 дневного траура по погибшим мудрецам и защитникам еврейского народа до дня Лаг ба Омер. Дня прекращения траура и начало радости потому, что уцелел и народ и его Тора. Р. Григорий Абрамович
|