Меню сайта |
|
|
|
Новости из минских общин |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
Главная » 2011 » Март » 20 » Пурим: Веселье, еда и питье на вынос
Пурим: Веселье, еда и питье на вынос | 16:57 |
Большинство евреев ассоциируют праздник Пурим с Пуримшпилем, обычаем напиваться так, чтобы не отличить мудреца Мордехая и красавицу Эстер от злодея Амана и его жены Зереш. Вспоминают о Пуримском угощении озней Аман ( Гоменташен) и трещетках, которые нужны, чтобы "заглушать" имя Амана при чтении Свитка Эстер.
Но в Пурим есть 4 конкретные заповеди, которые каждому еврею необходимо исполнять.
1) Мегилат Эстер, чтение свитка Эстер. Причем читать нужно два раза ( вечером и утром 14 Адара)
2) Миште, пир и празднество. И во время пира можно позволить себе лишнего как в еде так и в алкоголе.
3) Мишлоах манот, посылание, как минимум, двух подарков (кушаний) знакомым и близким. И даже если всего один человек получает от вас кушания ( манот), то их, то есть манот, должно быть два.
4) Матанот ле эвьёним, подарки бедным. А в этом случае нужно помочь не менее чем двум беднякам или попавшим в беду.
Как мы видим, заповеди Пурима включают материально- гастрономические моменты, с идей заявить, что мы учимся, радуемся, едим, пьем, поддерживаем и веселимся. И это не зависит от физического, материального состояния или интеллектуального уровня. Ведь Свиток Эстер одинаково слушают и мудрецы Торы и маленькие дети , да и те и другие гремят трещотками ( раашанами) во время произнесения чтецом имени Амана. Те , кто не могут напиться на Пурим ( или вообще не пьют), могут веселится, вкушая разные яства, выполняя заповедь о пире в праздник. И даже те, кто на диете и не переносит спиртное, может радоваться тем, что послал съестные подарки знакомым и близким и помог тем, кто нуждается.
Правила поддержки радости и веселья на Пурим, число съестных подарков и минимальное количество бедняков, которым нужно помочь описал Рамбам в своем труде "Галахот Мегила у-Ханука", 2:15-16.
"+И также должен каждый делать ближнему своему два приношения( мишлоах манот): два мясных блюда или два (других) горячих блюда, или два вида пищи, ибо сказано (Свиток Эстер, глава 9): "И каждый чтобы делал приношение даров ближнему своему..." - два дара ближнему, но каждый, кто сделает больше даров - удостоится похвалы. А если у кого-либо нет возможностей - пусть обменяется дарами с ближним своим - пошлет тому еду для трапезы, а тот пошлет ему, чтобы исполнить (заповедь) "приношения даров ближнему своему". И нужно делиться с бедными в день Пурима. Не менее, чем с двумя бедняками, и каждому нужно дать один подарок: или деньги, или пищу или (другую) еду. Скорее всего, заповеди и обычаи хорошо веселится есть, а особенно пить на Пурим связанны с тем, что спасению евреев от злого Амана и губительного указа Ахашвероша предшествовали пиршества, о которых мы читаем в Свитке Эстер. После бурного пира длящегося 180 дней царь Ахашвероша низложил Вашти и сделал царицей Эстер. А после двух пиров, которые устроиа Эстер, был разоблачен Аман, ну а евреям, во всех 127 провинциях Ахашвероша, было дано право защищаться от своих врагов. Логика в поддержке атмосферы праздника через заповеди вполне понятна, тем более что все они указаны в Свитке Эстер. Но есть определенная закономерность, которую стоит обсудить.
Все что происходит на Пурим, подчинено правилу "сделать наоборот или по- другому". Это правило строится на факте, что злобный замысел Амана и его компании обернулся против них. Итак, обычно мы читаем что- то из ТаНаХа( Библии) и ожидаем тишину и внимание. При чтении Свитка Эстер , поощряется и внимательное слушание и шум создаваемый раашанами. И таким образом мы выносим наши эмоции, из прослушанного из Свитка, наружу.
Обычно мы разделяем друзей и врагов, добро и зло, но во время пира мы должны помнить о чудесном спасении еврейского народа и в то же время перестать воспринимать разницу между злобным Аманом и праведным Мордехаем. Мы демонстрируем ( напиваясь) наше желание сглаживать конфликты.
Обычно мы приглашаем на трапезу гостей , но в Пурим мы отсылаем часть трапезы, так сказать- производим еду на вынос. Мы выносим еду из дома, налаживая дружественные отношения, через скромные подарки.
Обычно мы кидаем деньги в цдаку, а в Пурим можно дать их напрямую нуждающемся, которых должно быть не менее двух, то есть потенциально мы ищем, кому помочь. Мы выносим желание поддержать нуждающихся за пределы коробочки цдаки в собственном доме.
Получается что Пурим- это время когда веселье и помощь, еда и питье- все на вынос. Все можно увидеть, все можно почувствовать и понять. Еда на вынос (доставка пиццы на дом) стала популярной в мире лет 60 назад. Корпоративные вечеринки, где шутят и налаживают отношение в коллективе и того меньше. Благотворительные обеды и шуточные чтения канонических текстов хоть и имеют вековую историю, но не вменялись в обязанность.
А вот евреи в Пурим, выносят в общину, как и в мир: элементы социальной справедливости, налаживание отношений и общение, поддержку позитивной атмосферы, изучение серьезного текста через развлечение и интерактивность. Манера поведения, веселье питье и еда в этот праздник становятся инструментами строения общества взаимопонимания, поддержки, позитива и веры в лучшее.
Хаг Пурим Самеах
Счастливого и Веселого праздника Пурим
Раввин Григорий Абрамович.
|
Категория: Еврейские праздники |
Просмотров: 707 |
Добавил: sheket
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Календарь |
|
« Март 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|